вторник, 5 апреля 2016 г.

Специфика библиотечного маркетинга


Дополнительным средством получения финансовых средств в библиотеках является коммерческий маркетинг, включающий предпринимательскую (коммерческую) деятельность библиотеки по предоставлению платных услуг, привлечению дополнительных средств на функционирование библиотечной деятельности (фандрейзинг). Под «фандрейзингом» (или фандрайзингом) в библиотечной деятельности понимается процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных), которые библиотека не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или деятельности в целом. К фандрейзингу относят: пожертвования – безвозмездную финансовую или материальную помощь, оказываемую без условий и обязательств юридического или физического лица; патронаж – покровительство библиотеке не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной, долговременной основе; спонсорские взносы – целевые субсидии, предоставляемые для достижения взаимовыгодных целей, например, рекламирование через библиотеку услуг, продукции и др.
С целью повышения качества информационно-библиотечных услуг, комфортности обслуживания читателей библиотеки, предоставляет сервисные услуги на платной основе. Денежные средства от предоставления платных услуг идут на комплектование литературы, пользующейся повышенным спросом у читателей, приобретение компьютерной техники, на расходные материалы и др.
Среди читателей самыми востребованными являются услуги ксерокопирования, сканирования, проведения праздников и экскурсий, реализация методических материалов, набор и распечатка текстов, фотопечать. Дополнительные платные услуги нужны читателям, т.к. это обусловлено спросом на один из самых главных и востребованных в современном обществе ресурс – информацию.
Необходимо отметить, что руководство чтением, как основное содержание библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты (документы), обычные периодические издания, а также аудио-видео и мультимедийные источники информации. В настоящее время массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на электронных носителях только выигрывают. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий. С внедрением новых информационных технологий происходят качественные изменения в библиотечном обслуживании, открываются возможности предоставления информации каждому пользователю в любое время, из любой библиотеки мира через Интернет, расширилось информационное пространство, минимизировалось время доведения информации.
Современные маркетинговые инструменты позволяют создать условия для максимально оперативного, комфортного и дифференцированного обслуживания читателей, необходимы для успешного заключения и поддержания новых деловых отношений с учреждениями культуры и образования, спонсорами и меценатами, позволяют поддерживать и распространять в обществе позитивное мнение о деятельности библиотек.